Коррозия автомобиля

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?

«Все автомобили подвержены ржавчине, каждый автомобиль ржавеет по своему» Автомобиль изначально предрасположен к коррозии. Почему? Потому что он производится из самых дешевых сортов металла. Это касается всех машин, как наших, так и иномарок.

Вкладывать деньги в качество самого металла для того, чтобы повысить его антикоррозионную стойкость, невыгодно. Его нужно защитить более дешевыми способами. Первый, и самый естественный, это грунтование и окраска кузова. После нанесения грунта и окрашивания кузова, а иногда перед окрашиванием, на днище и колёсные арки наносится антигравийные и противошумовые покрытия, чаще всего полимерные. Технология изготовления и окраски кузова позволяет произвести эти работы с максимально высоким качеством.

Однако это качество неодинаково высокое для разных марок автомобилей. Именно этим объясняется высокая степень защиты АУДИ и менее высокая у ВОЛГИ. Например, под слоем пластизоли на новом автомобиле ВАЗ практически всегда обнаруживаются множественные очаги ржавчины. Загадочным остаётся качество антикоррозионной защиты белых автомобилей ВАЗ-2105 и 2104. Иногда- машина, как машина. Иногда-через пару месяцев начинает ржаветь по швам, по дверям, причем ржавчина лезет прямо из-под краски. Никакой антикор тут не поможет. Видимо, эти автомобили собираются и окрашиваются не в заводских условиях, а где-то рядом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако автомобиль сходит с конвейера, обретает хозяина, и созидательный процесс заканчивается. Начинается обратный отсчет, и стремительно сокращается время до тех пор, пока ржавый кузов этого чуда техники попадает на свалку. Чтобы как-то растянуть этот период, человечество придумывает различные ухищрения. Ржавеет весь металл.

Окраска, в целом, вопроса не решает. Поверхность краски сохраняет относительную целостность до тех пор, пока не высохнет. А потом в блестящей красочной поверхности образуются поры и капилляры, которые обеспечивают доступ разрушающему действию окружающей среды к внутренним слоям краски, а позднее к металлу. Таким образом, процесс эрозии заводского покрытия приводит к коррозии металла под ним. Кроме того, повышенная коррозионная опасность заложена в кузове автомобиля еще до окраски. Дело в том, что детали кузова подвергаются до окраски воздействию атмосферных электролитов, которые пропитывают поверхность металла. А времени, чтобы поразить металл, находящийся на открытом воздухе, этой заразе требуется несколько минут.

Краски и фунты, применяемые в автомобилестроении, не могут образовывать химические связи с поверхностью металла. Вследствие этого возникает возможность локального образования пор и пузырьков между поверхностью металла и лакокрасочными материалами. Эти поры и пузырьки заполняются газом с водой, что ведёт к электродной поляризации металла и коррозии, как правило питтинговой, под слоем основного, внешне неповреждённого покрытия. Этим объясняется знакомый всем автомобилистам эффект вспучивания краски, под которой обнаруживается деформация (дырка). К тому же нужно учитывать, что принципиальная разница имеется в антикоррозийной защите автомобиля и фонарного столба.

В отличие от мостов, заборов, гаражей и военной техники, находящейся на консервации, автомобиль периодически ездит. Его, собственно, для этого и покупают. Сохранить же от коррозии движущийся объект гораздо труднее неподвижного. То же самое разрушение лакокрасочного покрытия происходит быстрее из-за вибраций, смены температур, воздействия дорожной среды. Нужно еще учитывать, что кузов легкового автомобиля имеет сложное внутреннее строение. Если в районе крыши он чаще всего однослойный, то большинство прочих мест имеют несколько слоев металла, между которыми имеются многочисленные полости. К ним относятся так называемые «пороги», но в действительности полостей гораздо больше. Им не страшен абразивный износ и механические повреждения, но зато они зачастую лишены вентиляции, в них накапливается влага, и язвы коррозии образуются там значительно быстрее.

При изготовлении же кузова полостям уделяют незаслуженно мало внимания, поэтому они являются самым уязвимым местом кузова. Усиливается эта уязвимость тем, что состояние скрытых полостей очень трудно, а чаще просто невозможно контролировать. Кроме того, кузов автомобиля собирают при помощи сварки. Это изменяет структуру металла и снижает в местах соединений коррозионную стойкость. Имеются ещё резьбовые соединения и множественные стыки неоднородных металлов, которые имеют склонность к ускоренной коррозии.

Если добавить к этому уже упомянутую вибрацию, и смену температур, агрессивную преимущественно кислую среду, то несчастному кузову не позавидуешь. И уж совсем печальна.

Судьба автомобиля попавшего в аварию

После кузовного ремонта - жестяных работ, «рихтовки», сварки и пр., начинается ускоренная коррозия кузовов любых автомобилей. -Внешний вид вернуть можно, а былую стойкость- нельзя. Это связано с изменением структуры металла, при проведении сварочных работ, а также с упомянутым выше неизбежным, хотя бы и кратковременным, контакта открытого металла с атмосферой.

Кто виноват, понятно. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Вывод напрашивается сам собой. ПОЛНОСТЬЮ ОСТАНОВИТЬ КОРРОЗИЮ! Как? Катодной защитой. Я не прошу Вас верить в чудеса. Всё написанное ниже-правда! Производителям автомобилей невыгодны вечные кузова. Но Вам, уважаемые автолюбители, скорее всего, до этого нет никакого дела. Поэтому если Вы желаете защитить кузов от коррозии, читайте этот материал.

Смысл катодной защиты  заключается в том, чтобы всё подлежащую поверхность автомобиля сделать пассивной и этим полностью прекратить протекание процесса коррозии.

«Катодная защита автомобилей применяется совместно с лакокрасочными покрытиями. Практика эксплуатации показала, что одно лакокрасочное покрытие оказывает защитное действие около 18 месяцев. В случае применения катодной защиты срок защитного действия покрытия увеличивается в 4-5 раз» 

ХОНИКЕВИЧ Александр Александрович, профессор.

 

УДАРИМ КАТОДАМИ ПО РЖАВЧИНЕ

Катодная защита автомобиля от ржавчины на языке профессионалов называется активной или электрохимической. Рядовые автолюбители не верят в ее силу и боятся, как черт ладана. Меня приручил к ней сосед по ракушке. Каждый раз, оставляя машину на ночь, втыкал в прикуриватель штекер, провод от которого был постоянно прикреплен к стенке ракушки. Когда я полюбопытствовал, то услышал невероятную притчу. В общем, машина у него стала ржаветь на глазах - соль, влага. Ракушка только усиливала процесс - там ведь для ржавчины настоящая теплица. И тогда сосед приобрел устройство так называемой электрохимической защиты автомобиля от ржавчины. А потом хвалился:

- Представляешь, через пару недель ржавчина начала сама отваливаться, как короста с раны после заживления. Я тряпочкой протер мотор, капот изнутри, промазал немного мовилем - любо-дорого посмотреть. Все блестит.

Признаться, я не очень-то доверяю чудо-средствам против ржавчины, но... Действительно, ржавчины на автомобиле соседа нигде нет. Хотя его "жигуленку" четыре года и стоит он не в правительственном гараже. В чем же дело?

Не залезая в электрохимические дебри, скажу о том, что должно быть известно автолюбителям со школьной скамьи. Помните, мы делали опыты с катодами и анодами? Толкали пластинки в какие-то соляные растворы, а потом эти пластинки сначала покрывались пузырьками, на одной из них образовывался налет, а на выходе -электрический ток. Так вот, принцип электролита использован и в катодной защите автомобиля от ржавчины. Роль анода, который, попросту говоря, начинает ржаветь раньше, чем катод (автомобиль), выполняют стенки ракушки. Не называю фирмы, производящие такие устройства, поскольку это уже будет рекламой, замечу: наши умельцы сами мастерят катодную защиту. Не у всех выходит хорошо, но вот что интересно: отвлекающими на себя ржавчину анодами (их еще называют защитными протекторами) они делают элементарные металлические пластинки, прикрепленные в наиболее уязвимых для коррозии местах - под крыльями, на днище кузова, на порогах. Такая локальная защита, говорят, дает хорошие результаты. Правда, анодов надо установить штук 15-20. Это очень трудоемко. Поэтому спецы советуют использовать оба способа защиты: стационарный, то есть с подсоединением автомобиля штекером к ракушке или стенке металлического гаража, и локальный - с установкой 5-6 анодов в разных местах кузова. Вряд ли стоит здесь подробно рассказывать, как устанавливать аноды, поскольку инструкции можно найти в книгах, которых тьма-тьмущая. Да и в Интернете они тоже имеются.

Есть и еще один вариант. В качестве анода выбирается... земля. Да, вы наверняка видели на некоторых машинах цепочки, которые постоянно волочатся по земле. Это не громоотводы, как некоторые полагают, а та самая катодная защита автомобиля от порчи. Электрохимия на службе автомобилиста, говоря высоким штилем.

Общий вывод, думаю, понятен всем: если катодная защита хотя бы на 50 процентов сократит старение автомобиля, то овчинка стоит выделки. Кстати, этот процент можно увеличить еще и пассивными методами борьбы с ржавчиной. Но о них - ниже. А сейчас пару слов о защите электрических проводов, которые также "страдают" от соли на дорогах и доставляют столько хлопот водителям. Именно соль превращает электропроводящие шнуры в черт знает что и приводят не только к поломкам системы электропитания авто, но и даже к авариям или пожарам.

На что надо обращать внимание? Если вдруг вас бьет током, когда вы беретесь за дверцу голой рукой, то знайте: какой-то провод оголился и "коротит". Срочно найдите его и замените. Иначе он так однажды "коротнет", что мало не покажется. Известно несколько случаев, когда из-за негодных проводов срабатывали на ходу, к примеру, подушки безопасности. Но это еще ничего. А вот когда от "нежелательной" искры загорается двигатель или начинает барахлить, глохнуть, работать абы как, то это уже хуже.

Газета "Труд" №213 за 19.11.2001

 

 

 

Как бороться с коррозией металла?

Как защититься от её разрушительного воздействия? Как продлить срок службы дорогих конструкций? С этой проблемой постоянно приходиться сталкиваться в любом хозяйстве, на производстве и в быту. Достаточного одного факта: ежедневно в мире в результате коррозии выходит из строя до 10% по массе конструкций, оборудования, изделий из чёрных металлов, а коррозионные издержки составляют 5-7 % национального дохода страны. Особенно важна и остра эта проблема в тех областях производственной деятельности, где высока вероятность различных техногенных катастроф и прежде всего в энергетике, системах телекоммуникаций, на транспорте, в нефтегазодобывающей промышленности, в строительстве и др. Так, например, коррозия вышек связи или опор линий электропередач может угрожать национальной безопасности страны, а коррозия на транспорте неоднократно приводила к тяжёлым авариям с человеческими жертвами. Основной причиной возникновения коррозии является блуждающие токи, возникающие на конструкциях вследствие работы электрического оборудования, генераторов, электрического транспорта, электромагнитного излучения силовых линий и антенн связи.

К системам противокоррозионной защиты, как известно, относятся специальная окраска и установка электрохимической протекторной защиты. Вместе с тем окраска конструкции не даёт 100% гарантии, но представляет значительные трудности и требует больших финансовых затрат. Это связано не только со стоимостью, но и с необходимостью тщательной подготовки поверхности. Поэтому более эффективным, экономически выгодным является электрохимическая защита, установка которой не требует никакой подготовки поверхности и крайне проста в исполнении.

1. Системы катодной защиты металлов
Электрохимическая защита металлов от коррозии основана на использовании явления- прекращения коррозии металлов под действием постоянного тока. Поверхность любого металла, как известно, гальванически неоднородна, что и является причиной коррозии и возникновения блуждающих токов. При этом разрушаются только участки поверхности металла с наиболее отрицательным потенциалом (аноды), с которых ток стекает во внешнюю среду, а участки металлов с положительным потенциалом (катод), в которых ток втекает из внешней среды, не разрушается. Механизм действия электрохимической защиты заключается в превращении всей поверхности защищаемой конструкции в один общий неразрушительный катод. Анодами при этом будут являться подключённые к защищаемой конструкции электроды из более электроотрицательного металла-протектора. Электрохимическая защита является единственно эффективным средством против наиболее локальных видов коррозии металлов (питтинговой, язвенной, щелевой, контактной, межкристаллической, коррозийного растрескивания) и при этом предотвращает дальнейшее развитие уже имеющихся коррозийных разрушений, т.е. она одинаково эффективна как для строящихся, так и находящихся в эксплуатации конструкций.

2. Протекторная защита металлов
Протекторная защита обычно применяется совместно с лакокрасочными покрытиями. 
Такое сочетание позволяет уменьшить расход протекторов и тем самым увеличить срок их службы, обеспечить более равномерное распределение защитного тока по поверхности защищаемых конструкций и, наконец, компенсировать все дефекты покрытия, связанных с небрежным его разрушением при монтаже, транспортировке и в процессе его эксплуатации, том числе вследствие естественного старения (набухания, вспучивания, растрескивания, отслаивания). Защитный ток идёт именно на те участки поверхности металла, где нарушена плотность покрытия, достигая всех затенённых участков, щелей зазоров и предотвращая коррозию оголившегося металла. При этом следует отметить, что на оголённую поверхность металла при его катодной поляризации выпадает катодный солевой осадок, состоящий из нерастворимых солей кальция и магния, и играющий роль дополнительного покрытия.

Вместе с тем, протекторная защита в состоянии обеспечить полную защиту от коррозии сварочных сооружений и без их окраски. В этом случае должна быть обеспечена более высокая плотность защитного тока на неокрашенной стальной поверхности, что требует увеличение количества протекторов и усилит их расход. Однако, принимая во внимание высокую трудоёмкость нанесения лакокрасочных покрытий, особенно в скрытых полостях находящихся в эксплуатации конструкций, такой способ противокоррозионной защиты с помощью установки только одних протекторов представляется для них весьма перспективным.

© rzavchina

Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов - uCozЯндекс.Метрика